Fitness-orsk.ru

Красота и Здоровье
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Признаки готовности ребенка к школе

Виды готовности к школе: характеристика и критерии. Как определить, готов ли ребенок к школе или пока нет

Многие родители считают, что ребенка можно отправлять в школу, если он знает буквы, цифры и название цветов радуги. Однако общая картина «школьной зрелости» является многогранным и комплексным понятием, которое включает различные виды готовности детей к школе. Рассмотрим подробнее их суть и значение для успешной адаптации первоклассника.

Общая характеристика

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

  1. Уровень биологического развития:
  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • утомляемость;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
  1. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

  • важности быть здоровым;
  • необходимости беречь здоровье;
  • режиме дня;
  • значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

  • достаточный багаж знаний об окружающем мире;
  • умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
  • любознательность, потребность в получении новых знаний;
  • уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
  • наличие словесно-логического и образного мышления;
  • развитую речь, достаточный словарный запас;
  • сформированные сенсорные навыки;
  • устойчивое внимание;
  • крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

  • коммуникативность;
  • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
  • умение уступать в споре и делиться, быть толерантным;
  • умение выслушивать собеседника;
  • готовность соблюдать очередь;
  • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
  • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

Читать еще:  Как готовить без масла

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

  • радостное ожидание поступления в школу;
  • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
  • способность подчинять свои мотивы коллективным;
  • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
  • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Специальная готовность

Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

  • называть буквы;
  • читать слоги или слова;
  • считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
  • писать отдельные элементы;
  • рисовать простые предметы;
  • выполнять несложные физические упражнения.

Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.

Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы около 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

10 признаков готовности ребенка к школе

Когда ребенок приближается к семи годам, родители начинают задумываться, а готово ли их чадо к тому, чтобы пойти в школу. Как же это определить?

Основные факторы готовности ребенка к школе

  • Ребенок достаточно самостоятелен.

Если малыш может самостоятельно одеться, собрать на уроки учебники, приготовить сменную обувь, в состоянии оставаться без родителей на полдня — можно смело утверждать к обучению в школе готов. Если ребенок капризничает на уроках и просится к маме, то, какое тут получение знаний – сплошной стресс и срыв урока. Если ребенок не ходил в детский сад, то желательно водить его в какие-нибудь кружки, где он должен оставаться без родителей с другими малознакомыми людьми. Это поможет малышу научиться обходиться без родителей.

  • Способность к самостоятельной деятельности.

Если ваш ребенок в течение 30 минут может заниматься определенным видом деятельности и не отвлекаться. У такого ребенка достаточно развита сила воли и усидчивость. Успеваемость и адаптация первоклассника в школе первое время будет зависеть именно от этого качества ребенка.

  • Ребенок в состоянии следовать инструкциям взрослого.

В школе ученик должен выполнять то, о чем просит учитель. Это могут быть как задания, так и рекомендации по поведению. В школе и расписание уроков и поведение в группе продленного дня определяется педагогом. Ребенок должен не только слушать, что ему говорят, но и выполнять.

  • Положительный образ школы.

Самый лучший вариант, когда ребенок хочет идти в школу. Но часто родители сталкиваются с проблемой нежелания учиться. Если такое происходит, то родителям нужно постараться добиться от ребенка согласия, хотя бы посещать школу. В случае категорического отказа, желательно обратиться за помощью к психологу, чтобы разобраться с причинами такого поведения.

Читать еще:  Нужно ли мыть мясо перед приготовлением

В начальной школе, особенно в первом классе ребенку придется запоминать огромное количество новой информации. Так что развитие памяти необходимо.

  • Объемный словарный запас.

Если ребенок знает большое количество слов, ему будет намного проще воспринимать информацию в школе.

  • Умение общаться и найти общий язык со сверстниками.

Ребенок учится не один, а в коллективе, поэтому ему необходимо уметь играть в команде, уметь делиться, не ущемляя ни своих, ни чужих прав. Если малыш общался с детьми своего возраста, то проблем обычно не возникает.

Навыки письма и развитие мелкой моторики. Проверить это легко. Достаточно посмотреть, как ребенок держит ручку или карандаш, умеет ли обращаться с кисточкой, ножницами, умеет ли собирать паззлы или картинку из мозаики. Если с этими действиями проблем не возникает, значит все в порядке.

  • Предупрежден, значит вооружен.

Нужно, чтобы будущий ученик понимал и знал, что его ждет. Ребенок должен хорошо представлять школьные правила, правила поведения.

Уровень самооценки будущего школьника должен быть достаточным для того, чтобы ребенок верил в себя. Нужно хвалить ребенка за реальные достижения. Однако, ребенок должен быть готов к тому, что не все может получиться сразу. Он должен знать – это не повод сдаваться. Если родители смогут добиться такого настроя у ребенка, то их малыш непременно добьется успеха.

Полезное видео о подготовке ребенка к школе

Готовность ребенка к обучению
в школе

Надо купить ранец, тетрадки, туфли. Ой, мамочки! А с ребенком-то что делать!? Все лето пролоботрясничали, а читать толком не научились! Может, на курсы срочно отправить? Или бабушку на подмогу позвать, она научит…

— Пожалуйста, спокойнее! Не надо ничего делать с ребенком. Никакой муштры и учебы до начала уроков, — говорит практический детский психолог, ведущий специалист «Центра практической психотерапии под руководством Ковалева С. В.» Ольга Анищенкова. — Чем вы сейчас реально можете помочь своему сыну или дочке, так это объяснить, зачем он вообще идет в школу, и что его там будет ждать.

Пчелка Майя выросла

— Поймите, еще вчера у ребенка было детство-игрушки, а завтра начнутся уроки, где надо будет сидеть за тетрадками, — объясняет Ольга Анищенкова. — Некоторых детей может ждать сильный стресс. Поэтому родителям лучше в игровой форме рассказать своему ребенку про новый этап в его жизни. Взять любимую игрушку, например, пчелку Майю и начать: смотри, сначала она была маленькой, о ней все заботились, приносили мед. Но сейчас она выросла, и ей пора в школу.

«А зачем нужна школа?» — возможно, спросит ребенок. Тут не надо фраз типа «чтобы хорошо учиться, поступить в институт, найти работу и получать миллионы». Такими категориями дети еще не мыслят. Лучше скажите: «Раньше Майя ни за что не отвечала, жила беззаботно. Но дети вырастают, им нужно становиться самостоятельными. То есть, уметь жить в этом мире и жить хорошо. Разумеется, я тебе буду помогать. Но когда ты пойдешь в школу, тебя научат многим полезным вещам. Эти знания помогут тебе в жизни, и ты многое будешь уметь делать сам». Примерно так.

После такого разговора устройте ребенку праздник в честь 1 сентября. Можно дома, или пойдите в кафе, в парк, купите небольшой подарок (а не только обязаловку). Это нужно, чтобы школа ассоциировалась с радостью.

Что еще можно успеть за эти две недели:

    Укрепить иммунитет. Особенно у ребенка, который не ходил в детский сад и в свое время не переболел там всеми болячками. Налегайте на фрукты, закаляйтесь, занимайтесь спортом, гуляйте на свежем воздухе.

  • Наладить режим дня. Каждое утро будите ребенка на 10-15 минут раньше и постепенно доведите до нужного времени. И на 10-15 минут, соответственно, укладываете раньше спать. В сентябре это сильно поможет.
  • — И все же: надо ли учить детей до школы читать и писать? «Все придут в школу учеными, а мой. »

    Читать еще:  Как подготовить попу для секса

    — Многие психологи, и я в том числе, рекомендуют не заставлять ребенка начинать учиться летом. Дайте ему отдохнуть. Он в школе сам все прекрасно освоит. Но. только если психологически будет готов к учебе (см. «А ваш ребенок готов к школе?»).

    А ваш ребенок готов к школе?

    Комплексная диагностика развития детей «Ступеньки к школе»

    — Ну, конечно! — воскликнут многие мамы. — Мой с 5 лет читает и считает до 100… И вообще мы уже в лучший лицей записались.

    Увы, это не самое главное. Семилетка может заучивать наизусть поэмы, но при этом быть совсем не готовым к школе. Как же понять, что чадо «созрело»?

    Готовность ребенка к обучению можно выяснить с помощью теста. Его разработали директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких и ведущий научный сотрудник института Татьяна Филиппова (называется комплексная диагностика развития детей «Ступеньки к школе»).

    Итак, ребенок может смело идти в первый класс, если:

    1. Понимает и выполняет инструкции

    Например, вы дали сыну задание — сделать открытку бабушке. И видите итог: он вас правильно понял и все выполнил — аппликация готова. Отлично, если будущий школьник проверит за собой, все ли приклеилось, что надо — подправит. Сам! Без указаний взрослого.

    Совет: чаще давайте такие задания и четко проговаривайте, что нужно сделать.

    2. Может следовать чужим правилам

    Понаблюдайте, как ребенок играет с детьми или взрослыми. Ему интересно только то, что придумал он сам, или он готов следовать чужим планам? Последнее очень ценно! Ведь в школе появится учитель, и именно он станет «диктовать» правила.

    Совет: если такого навыка у ребенка пока нет, предложите игру. В понедельник вся семья живет по правилам папы, во вторникам — по правилам мамы, потом самого ребенка, старшего брата, бабушки.

    3. Умеет проигрывать

    Ох, все мы знаем, как бурно дети могут реагировать на победу других. Отец обогнал на велосипеде или дедушка выиграл в шашки — все, катастрофа! И мы, взрослые, начинаем поддаваться. А надо ли? Ведь потом в жизни у этого человека будут и взлеты, и падения. Уже в детстве полезно учиться спокойно относиться к неудачам.

    Совет: если и решили поддаться ребенку, покажите ему «зеркало». Например, проиграли в шашки, начните швырять фигуры, кричать, что больше играть никогда не будете! Но не переусердствуйте, «расстройтесь» так, как это делает он. Ребенок посмотрит на себя со стороны и, скорее всего, перестанет бурно реагировать на проигрыш. Но это крайний прием. Лучше на своем примере учить адекватности.

    4. Просит о помощи

    Без этого никуда. В школе ребенку надо будет что-то переспросить у учителя или попросить о помощи. А он начнет стесняться.

    Совет: говорите ребенку о том, что просить о помощи — это нормально! Приучайте его к этому дома.

    5. Правильно и четко говорит

    «У вашей фефочки проблемы с фикцией»? Если ребенок не выговаривает несколько звуков, лучше не торопиться с походом в школу.

    Совет: отложите учебу на следующий год и идите к логопеду. Иначе юному школьнику будет тяжело не только отвечать на уроках, но и общаться со сверстниками. Они порой любят дразниться!

    6. Выпадают молочные зубы

    Да-да! Физиологию никто не отменял. Она тоже указывает, насколько готов ребенок к обучению в школе. Смена молочных зубов указывает: в организме происходят качественные изменения, он готов к новым нагрузкам.

    Совет: если молочные зубы у ребенка все еще на месте — повремените с учебой.

    7. Достает до уха

    Есть такой тест. Нужно встать перед ребенком и попросить его перекинуть одну из рук себе через голову (см. фото ниже). Если он достал ею до своего уха, значит, созрел для учебы. Если не достал 3-4 сантиметра — тоже годится. Не готов к школе совсем — если на вашу просьбу положил ладошку на макушку.

    Совет: это только кажется, что тест примитивный — на самом деле он научный. Если ребенок не выполнил его, значит, его мозг еще не готов к новым интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector