Психологический тест готовности ребенка к школе
Тесты на готовность ребенка к школе
6-7 лет — ответственный период для ребенка и его родителей, ведь именно в этом возрасте дошкольник активнее всего готовится к школе. Ребенок уже более организован, он усвоил некоторые цифры и буквы, научился логически мыслить, находить последовательность и лишнее в цепочке предметов. Готов ли ваш ребенок к школе и как это проверить? Мы приводим для вас некоторые тесты, которые покажут готовность дошколёнка к школе, обозначат слабые места и укажут родителям, над чем нужно еще поработать.
Тесты помогут определиться и родителям «зимних» деток, раздумывающих, отдавать свое чадо в школу в этом году или в следующем.
Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет, поступающий в школу:
По клику в списке откроются странички развивающих занятий по интересующих вас темам.
- Своё имя, отчество и фамилию.
- Свой возраст и дату рождения.
- Страну, в которой он живет, город и домашний адрес.
- Фамилию, имя, отчество родителей.
- Профессии мамы и папы.
- Определять время по часам.
- Названия времен года, месяцев, дни недели, время суток.
- Погодные явления.
- Основные цвета.
- Названия домашних, диких животных и их детёнышей.
- Уметь объединять предметы в группы: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.
- Знать и уметь рассказывать стихи, народные сказки, произведения детских писателей.
- Различать и правильно называть геометрические фигуры.
- Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право, лево, верх, низ), писать графический диктант.
- Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
- Запомнить и назвать 6–8 предметов, картинок, слов.
- Разделять слова на слоги по количеству гласных.
- Определять количество, последовательность и место звуков в слове.
- Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
- Хорошо владеть ножницами, карандашом: без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.
- Знать цифры. Считать от 1 до 10, восстанавливать числовой ряд с пропусками. Обратный счёт от 5 до 1, выполнять счетные операции в пределах 10.
- Знать понятия «больше, меньше, поровну».
Экспресс-тест в картинках на определение готовности к школе:
Составить для себя общую картину готовности вашего ребенка к школе вы сможете, приняв во внимание вышесказанное и ответив на следующие вопросы:
- Может ли ребенок объединить несколько предметов в одну группу по основному признаку? К примеру, машина, автобус, электричка — это транспорт; яблоки, груши, сливы — фрукты.
- Может ли определить лишний предмет, к примеру, в цепочке: «тарелка, кастрюля, щетка, ложка»?
- Может ли точно скопировать простой узор?
- Может ли рассказать историю по картинке, выделить главную мысль, проследить связи и последовательность событий?
- Способен ли описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
- Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
- Умеет ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими?
- Включается ли он в игру других детей?
- Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
- Возникает ли у ребенка желание самостоятельно посмотреть книги?
- Внимательно ли он слушает, когда ему читают?
Еще одна книга тестов: Олеся Жукова «Тесты для проверки речи и навыков чтения»
Картинки можно скачать и распечатать.
Довольно объемная и умная книга — «Тесты для будущих первоклассников». Скачать ее можно, кликнув по ссылке. PDF файл откроется в новом окне.
И очень важно: дошколенок готов к школе, если он может ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
Тест: готов ли ребенок к школе? 6 простых способов узнать это играючи
До школы осталось совсем чуть-чуть, и многие родители буквально «усаживают» будущих первоклассников за букварь. Готов ли ребенок к школе или нет, они пытаются определить по общепринятым клише — умеет ли он читать и считать. На самом же деле, критериев несколько больше и они несколько другие.
23 августа 2016
1. Есть ли у него желание учиться?
Как это узнать? Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. Например, один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил». Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвертый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем захочешь». А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там «пятерки».
А потом спросите своего малыша, а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба.
2. Может он подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам, и свои действия контролировать?
Как это узнать? Есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше десяти.
Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.
3. Развита ли у него речь?
Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений).
Как это узнать? Попросите его пересказать рассказ, либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много — 6–7. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).
4. Достаточно ли хорошо у него развит фонематический слух?
Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить.
Как это узнать? Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):
Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.
Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то его фонематический слух надо потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.
Вторая игра — «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит.
Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»…
5. Умеет ли ребенок выполнять логические операции: устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять главное…
Как это узнать? Попросите его закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…» и т.д.
В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из 4-х картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива.
Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них — пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето -? (зима)»; «часы — время, градусник — ? (температура)», «глаз — зрение, ухо — ? (слух)».
Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше 1–2-х ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.
Психологический тест готовности ребенка к школе
Тест рассчитан на детей шести-шести с половиной лет.
Задайте вопрос и ждите, когда ребенок скажет все, что знает или думает по этому поводу. Не торопите его, не подсказывайте, а побуждайте, чтобы он говорил как можно больше.
1. Какое животное больше: лошадь или собака?
Правильный ответ (лошадь)— 0 баллов. Неправильный — «-5».
2. Утром мы завтракаем, а в полдень.
Правильный ответ (обедаем, едим суп, кашу) — 0. Неправильный — «-3».
3. Днем светло, а ночью.
Правильный ответ (темно) — 0 баллов. Неправильный — «-4».
4. Небо голубое, а трава.
Правильный ответ (зеленая) — 0 баллов. Неправильный — «-4».
5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это что?
Правильный ответ (фрукты) — «+1»Неправильный — «-1»
6. Почему раньше, чем приедет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?
Правильный ответ (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал под поезд) — 0 баллов, Неправильный — «-1»
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону?
Правильный ответ (города) — «+1»Неправильный — «-1»
Ребенок должен показать на бумажных часах четверть седьмого, без пяти минут девять, четверть двенадцатого, пять минут двенадцатого.
Все правильно — «+4», показана только четверть, целый час, четверть и час — «+3», не умеет определять время по часам — 0.
9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это. маленькая овечка — это.
Правильный ответ (щенок, ягненок) — «+4». Один правильный ответ — 0 баллов. Неправильный —
10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем? Что у них одинаковое?
Правильный ответ с приведением одного и более признаков подобия —«+1»без приведения признаков подобия — 0. Неправильный ответ — «-3».
11. Почему у всех автомобилей есть тормоза? Две причины —
Одна причина — 0. Неправильный ответ —«-1»
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два любых признака — «+3».
Один признак — «+2». Неправильный ответ —«-1»
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Дается определение, что это млекопитающие, или
приводятся два частных признака — «+3». Приводится одно подобие — «+2». Неправильный ответ — 0.
14. Чем отличается гвоздь от винта? Как бы ты их узнал, если бы они лежали рядом на столе?
У винта нарезка — «+3».
Винт ввинчивается, а гвоздь вбивается, или у винта гайка — «+2».
Неправильный ответ — 0.
15. Футбол, прыжки в высоту, плавание — это. Спорт, физкультура — «+3»
Игры, упражнения, соревнования — «+2». Неправильный ответ — 0.
16. Почему люди занимаются спортом? Названы две причины — «+4».
Одна причина — «+2». Неправильный ответ — 0.
17. Какие транспортные средства ты знаешь?
Три наземных 4- самолет, корабль — «+4». То же самое, но только после объяснения, что транспортное средство — это то, на чем мы ездим, передвигаемся — «+2».
Неправильный ответ — 0.
18. Чем отличается старый человек от молодого, какая между ними разница?
Три признака (седые волосы или лысина, морщины, не может работать, плохо видит и слышит, чаще болеет, умрет раньше, чем молодой) — «+4».
Одно или два различия — «+2».
Неправильный ответ — 0.
19. Почему плохо, когда кто-то не хочет работать?
Остальные должны работать за него, то есть кто-то из-за него страдает — «+4».
Он ленивый, мало зарабатывает и ничего не может себе купить — «+2».
Неправильный ответ — 0.
20. Почему на письмо надо наклеивать марки? Так платят за перевозку письма — «+5». Неправильный ответ — 0.
Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.
24 балла и выше — очень хороший результат;
14—23 балла — норма, нормальный уровень школьной зрелости;
Тестирование дошкольников на готовность к школе по ФГОС
Готовность ребенка к школе определяется сразу несколькими критериями. Во внимание берется не только речь и знания, но и психологическое состояние. Во всех учреждениях проводятся тесты для дошкольников 6 лет на готовность к школе.
Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет, поступающий в школу
Требования к детям очень высокие. Просто так обычный ребенок все тестирования вряд ли пройдет, а значит, с ним обязательно нужно заниматься. Одними из стандартов знаний является умение рассказать о себе следующее:
- свои ФИО;
- ФИО обоих родителей;
- полный адрес проживания (включая страну и город).
Тестирование дошкольников — обязательное условие при приеме в школу
Также ребенок должен знать, какие бывают дикие и домашние животные, чем они отличаются и как называют их детенышей.
Дошкольник должен правильно держать ручку, уметь обводить и писать простые фигуры, такие как овал, квадрат, круг, треугольник, а также волнистые линии.
Какими стандартными знаниями и умениями должен обладать будущий школьник:
- безошибочно называть дни недели;
- не путаться в понятиях «право-лево»;
- знать основные праздники;
- уметь рассказать о популярных видах спорта;
- знать наизусть времена года, месяцы, в какой последовательности они идут, сколько часов в дне, минут в часе, уметь ориентироваться во времени.
Обратите внимание! Помимо этих знаний, будущий первоклассник должен знать основные профессии, отвечать на вопросы, чем они занимаются, а также иметь базовые навыки ухода за комнатными растениями. А одеваться, раздеваться, выворачивать и складывать свои вещи — основные навыки, которым должен быть обучен каждый ребенок.
Какая готовность проверяется, методики диагностики готовности ребенка к школе
Диагностика готовности ребенка к школе определяется по трем основным сферам:
- интеллектуальной;
- психологической;
- речевой.
Что касается проверки интеллекта, дошкольник в возрасте 6-7 лет уже вполне может выучить два четверостишия, найти между картинками не менее 8 отличий, составить рассказать, в котором будет присутствовать не менее 8 предложений.
Обратите внимание! Также ребенок на 7 году жизни должен уже уметь концентрировать внимание и сознательно удерживать его в течение 30 минут.
Дети 6-7 лет должны уметь удерживать свое внимание на протяжении 30 минут
В качестве диагностики психологической готовности ребенка к школе проводится собеседование. Обычно оно проводится школьным психологом. Если такого нет, то педагог. В ходе беседы ребенок должен ответить на вопросы: «Зачем он идет в школу?», «Что нужно делать в школе». Также попросят рассказать немного о себе. В ходе рассказа психолог делает выводы, как держится ребенок, готов ли он пойти в первый класс, налаживать контакты со сверстниками, отвечать при всех в классе.
Обратите внимание! Очень важно правильно настроить ребенка перед собеседованием, чтобы он не стеснялся и был расслаблен. Больше разговаривайте о собеседовании, рассказывайте зачем оно нужно.
В качестве речевой диагностики готовности к школе используется несколько методов:
- Самостоятельное составление рассказа о чем-либо, включающее в себя не менее 8 связанных между собой предложений.
- Составление рассказа о себе или историй из своей жизни.
- Правильное употребление форм сложных слов.
- Рассказ стихотворения на память, с выражением.
- Изменение слов, образуя новые.
- Использование антонимов.
- Понимание образных выражений.
- Отгадывание загадок.
- Правильное выговаривание всех звуков на родном языке. Если поступление планируется в школу с языковым уклоном, могут попросить назвать алфавит в прямом и обратном порядке на иностранном языке.
- Правильное использование обобщений (животные в доме — домашние, тетрадь, пенал, учебник — школьные принадлежности).
Обратите внимание! С помощью этой методики педагоги проверяют речевую подготовку дошкольников.
Примеры тестов на готовность детей к школе
Чтобы узнать степень подготовленности ребенка к будущему тестированию в ДОУ, родители могут проводить обучение дома с детьми самостоятельно.
Тесты на развитие внимательности:
- Находить отличия между двумя рисунками (их можно рисовать самостоятельно, намеренно делая несколько разных элементов).
- Копирование узоров на бумаге или движений.
- Игра «хлопок»: перед началом нужно договориться, на какое слово ребенок должен хлопнуть в ладоши. Родитель может что-то рассказывать, а ребенок внимательно слушать, пока не услышит нужное слово. Кстати, этот тест можно преобразовать и на занятие по развитию памяти: после рассказа можно предложить ребенку пересказать, что он запомнил.
Умение находить отличия на картинках — один из главных тестов на внимательность
Отлично развивают память и следующие упражнения:
- Запоминание 8 картинок (например, в каком порядке они были или что на каждой было изображено).
- Запоминание на слух 10 слов в том порядке, в котором они назывались.
- Запоминание не менее трех последовательных предложений (и слова должны быть именно в том порядке, в котором взрослый называл ребенку).
- Рассказывание по памяти стихов, рассказов, сказок, изображений на картинках.
Тесты на повышение уровня мышления:
- Найти и объяснить различия между предметами, природными явлениями.
- В дошкольных тетрадях есть отличные тесты на мышление: из предложенных предметов нужно выбрать лишний и объяснить свой выбор.
- Сложить из бумаги определенные фигуры (например, самолетик). Взрослый должен один раз показать, как это делать, ребенок — повторить.
- Вырезание предметов, нарисованных взрослым.
- Создавать аппликации самостоятельно или по образцу в детской книжке.
- Определять последовательность событий.
- Складывать пазлы без помощи взрослых.
- Находить лишнее слово в предложенной группе, уметь объяснить свой выбор.
Тесты на развитие кругозора:
- Назвать основные профессии, что они дают людям и чем полезны.
- Сказать, как называется наша планета, в какой стране ребенок живет, столицу Родины, а также свой город и конкретный адрес дома.
- Назвать фамилии, имена и отчества свои и родителей.
- Назвать времена года, что характерно для каждого из них, в какой последовательности идут.
- Назвать основные цветы и геометрические фигуры.
Обратите внимание! Кроме вышеперечисленных тестов, с ребенком нужно регулярно заниматься на умение пространственного ориентирования: право-лево, сзади, спереди, снизу, сверху. А также тренироваться с ребенком в рассказах, чем он увлекается и зачем идет в школу.
Экспресс-тесты в картинках на определение готовности к школе
В помощь родителям при подготовке в школу есть отличное образовательное пособие под редакцией О. Н. Ширинбековой. Там диагностика дошкольников по готовности к школе осуществляется по картинкам. Это педагогическое пособие позволяет определить, умеет ли ребенок следующее:
- воспроизводить картинки по образцу;
- находить лишние предметы;
- запоминать и по памяти называть все картинки, которые увидел;
- определять и составлять рассказ по увиденным картинкам;
- назвать недостающие предметы и рисовать их;
- соотносить количество предметов с указанными цифрами;
- в уме складывать и вычитать простые числа;
- проводить кривую линию, не отрывая руку от тетради и не выходя за поля.
Пример экспресс-теста на уровень развития речи и письма
Эти и другие тесты в картинках составлены в помощь родителям и педагогам.
Также есть хорошая книга тестов на проверку детской речи и навыков чтения О. Жуковой. Тесты как раз рассчитаны на детей в возрасте 6-7 лет. Эта книга также полностью иллюстрирована, что делает занятия с дошкольниками интереснее и увлекательнее.
Групповая диагностика готовности к школе
Тесты на готовность ребенка к школе по ФГОС проводятся в два этапа:
- групповое тестирование;
- индивидуальное собеседование.
В первом этапе в класс приглашается несколько будущих учеников. Обычно в группе должно быть не больше 15 человек. Их рассаживают по одному за парту, выдают цветные карандаши и чистые листы.
Обратите внимание! На выполнение каждого задания не должно уходить больше 3 минут, а в целом тестирование длится полчаса.
От первого этапа тестирования требуется выявить следующее:
- умеют ли дети передавать форму фигуры, рисовать прямые отрезки и углы, как они держат карандаши;
- умение ориентироваться на плоскости и считать клетки;
- умение складывать и вычитать, насколько они математики;
- понимают ли дети термины «внутри», «вне»;
- умеют ли проводить сравнения множества;
- навыки классифицирования;
- состояние моторики, умение воспроизводить на бумаге указанную фигуру;
- развит ли фонематический слух;
- умеют ли дети определять количество звуков в заданном слове.
Важно! По результатам группового тестирования назначается индивидуальное. Если в первом этапе ребенок ошибся в каком-то вопросе, его еще раз переспросят во втором этапе. Полную оценку готовности к школе комиссия даст после прохождения всех этапов, в том числе беседы с ребенком.
Групповое тестирование дошкольников — первый этап при приеме в школу
Поступление в школу — важное событие в жизни ребенка и его первое испытание. Готовить к нему детей начинают не позднее, чем за год до 1 сентября. Лучшей подготовкой станут тесты, которые можно проводить дома. Немаловажным моментом является общение с ребенком, обсуждение каких-то событий из жизни, просьба пересказывать сказки или услышанные истории. Чем более развитой будет речь дошкольника, тем проще ему будет пройти все этапы собеседования.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.