Fitness-orsk.ru

Красота и Здоровье
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Никто никому ничего не должен психология

Никто никому ничего не должен: психология, причины и последствия

«Никто никому ничего не должен» – распространенная фраза в современной жизни и психологии личности. Это обманчивое утверждение, направляющее человека на заведомо неудачный путь. Люди – существа социальные, и вступая во взаимоотношения, они становятся обязаны, так как дали повод, надежду, да и просто, из-за внутренней ответственности. Свободных связей не существует. Как правильно исполнять свой долг, пользоваться взаимообменом и взаимопомощью, но не стать жертвой целого круга требований, как не погрязнуть в обязательствах, делах и жить на позитиве – я расскажу в статье.

Откуда пошла в массы эта фраза

Сейчас это чудесное выражение звучит почти на каждом углу, призывая освободить человека от долженствования, сделать свободным. Многие классики гуманистической психологии удивились бы, услышав этот выдающийся постулат, лишенный глубокого смысла и полный безнравственности.

Есть версия, что фразу ввели в обращение современные иностранные специалисты. Естественно, часть правды в высказывании все-таки имеется. Все представители общества равны и их обязанности тоже. Нет разделения на мальчика и девочку, занятий для жены или мужа. Состоя в связи с людьми, есть определённые обязательства перед ними. Мы ничего не обязаны только тем, с кем находимся в свободных отношениях, не знакомы.

Наряду с этим, мы должны отвечать хорошими поступками на положительные действия окружающих в нашу сторону, выполнять определенные требования во взаимоотношениях со второй половиной, друзьями или детьми. При правильном подходе все наши действия сопровождаются хорошим настроением и любовью, искренним желанием.

Для многих, слово «должен» стало синонимом тотальной зависимости. Хочешь быть свободным – сбрось с себя бремя долга. Вот откуда родилось подобное высказывание. Все, что вам советуют, воспринимайте, пропуская через фильтры. Если психолог, стараясь увести вас от ответственности, рекомендует пользоваться высказыванием, стоит усомниться в его профессионализме.

Диалектика

Наша жизнь ежедневно строится на противоречиях. Просыпаясь ранним утром, мы сетуем на сонливость, но тут же радуемся, что больше успеем сделать. Человеческая сущность противоречива, как и любое социальное явление. Чтобы лучше понять высказывание «я никому ничего не должен», следует вникнуть в суть теоремы Гёделя.

Одновременно мы состоим из мужского и женского начала, и в зависимости от обстоятельств хотим быть сильными или слабыми. Таких примеров сотни. На любую ситуацию стоит взглянуть с двух сторон. Кто-то хочет казаться сильным и не признает свою слабость, другой считает, что прав и не желает видеть свои ошибки. Но диалектика жизни в том, что всегда присутствуют два полюса, и выкинуть один из них невозможно. Лучшим решением является найти баланс.

Из вышесказанного понятно, что выражение «никто никому ничем не обязан» всего лишь одна сторона медали, выражающая социальную безответственность. Второй также придерживаются многие личности – «все что-то кому-то должны» или «мне все обязаны», говорит об эгоизме. В каждой можно выделить недостатки. Если хотите жить в гармонии с обществом, придется искать компромиссы, без которых взаимно интересное общение не сложится.

Чем же эта идея привлекательна

Многие поддерживают такую теорию и даже стоят за нее горой, ведь она и правда очень подходящая для тех, кто хочет избежать ответственности и не связывать свою жизнь с долгами и обязательствами. Однако это все та же картина безответственного поведения.

Мы никому ничего не должны: разбор с точки зрения психологии

Каждое убеждение, проявляющееся у личности, зависит от ее состояния как физиологического, так и эмоционального, а также накопленного опыта. В психологии существует три основных вида чувств:

  • зависимость;
  • свобода (независимость);
  • полная самостоятельность.

Пункт первый характеризуется как наиболее нездоровый.

Зависимость – это надуманная, не совсем адекватная навязчивая необходимость. У некоторых она проявляется в пристрастии к алкоголю или наркотикам, у других – в сексуальном влечении или тяге к получению адреналина путем экстремальных поступков. С рождения мы привыкаем, что большинство наших потребностей удовлетворяются за счет окружения. Нам помогают родители, родственники, преподаватели. Взрослея, наши понятия не меняются, ведь их вложили с детства, но общество почему-то уже не соглашается с ними. Тогда на помощь приходят наши внутренние убеждения «истинная женщина обязана», «правильный мужчина, муж, супруга, мать должны». Мы с возмущением и удивлением принимаем их непонимание, а иногда и остаемся с горьким разочарованием, когда другие не отвечают безоговорочным «да» на наши потребности.

С годами появляется чувство, что жить становится все труднее, а каждый последующий день приносит меньше радости. У некоторых появляется комплекс неполноценности, где они окружают себя плотным кругом советников, морально донимая близких по-любому, даже несущественному поводу. Одиночество пугает таких персон, больше чем иные проблемы. Наиболее сложной формой проявления является нездоровая зависимость одной личности от другой. В подобных отношениях нет искренней теплоты, но есть постоянное напоминание о чувстве долга.

Для зависимых личностей характерна заниженная самооценка, нелюбовь, а иногда и ненависть к себе, постоянное чувство вины. Такой человек старается подавить свое недовольство и гнев, что часто приводит к проявлениям моментной злости. Однако вместе с этим, они имеют склонности акцентироваться на других, чрезмерно контролировать их, явно вмешиваться в чужую жизнь своими ненужными советами в ущерб себе. В итоге зависимые переживают депрессии, изолированность и замкнутость. Первым этапом к появлению целостности сознания является понимание того, почему вы и никто другой никому ничего не должен. Грамотный человек старается делать что-то для окружения исходя из своего искреннего желания и возможностей, не требуя ничего взамен. Соответственно, ответные поступки у здоровой личности воспринимаются, как подарки, а не обязанность.

Две стороны одной медали

И если с образом жизни по такому принципу смириться легче, то как воспринять то, что относительно тебя у окружающих нет обязательств. Представьте, что муж перестанет вас обнимать, участвовать в ваших проблемах, дети не будут звонить, показывать внуков, начальник откажется объяснять подробности контракта, а подруги не станут звать на кофе и советовать, какое платье лучше для свидания. Уважение к себе также необходимо, как и к окружающим. Не любя собственное я, нельзя полюбить других. Важно знать, что ближайшие люди нуждаются в вашей теплоте и сострадании, поддержке поступками, взглядом. Однако подобные проявления не могут отягощать вас. Ведь забота о ребенке приносит родителям счастье, так же как и проявление любви молодому человеку или любимой девушке. Отдавать частичку себя следует с радостью и самоудовлетворением.

Чувство долга имеет место, пока оно не переходит рамки разумного. Если волнение о близких становится чересчур сильным и перекрывает ваши радости – стоит обратиться к специалисту. Вы можете не волноваться за окружающих больше, чем они переживают сами за себя. Страх за родных или постоянное создание комфорта для них в ущерб себе – нездоровое явление.

Брать и давать: взаимообмен

Вращаясь в обществе, мы строим ожидания и выдвигаем требования относительно своих собеседников. Без этого диалог невозможен. Когда нам предлагают идею, о том, что никто не кому ничего не должен. Не стоит надеяться на других и требовать от них каких-то поступков, самостоятельно неся ответственность за свою жизнь.

Вторая сторона указывает нам, что получив единожды конкретное благо, мы становимся «обязанными» и стараемся что-то дать взамен для восстановления равновесия. Люди, которые утверждают, что им не требуется услуги взамен, разрывают тонкую нить общественной ответственности, порождая чувство вины у тех, кому оказали помощь. Нетрудно догадаться, что построить взаимовыгодные и честные отношения не так-то и просто, потому что постоянно находятся личности, стремящиеся выдвинуть свой эгоизм на первый план либо разорвать попытки общества к поддержанию баланса.

С кем общаться – выбирать вам. Если отношения завязаны, взаимообмен и взаимопомощь становятся их основой. Если друг помог вам починить автомобиль, а через неделю просит помощи в ремонте – вам нужно с радостью откликнуться. Это не может отягощать вас или восприниматься как ненужная задача. Да, вы не обязаны, но ведь сами не отказались от помощи, когда вам ее предложили.

К чему приведет следование данному принципу

Интерес к психологии только возрастает, узнать правильное поведение и воспользоваться советом специалиста соглашаются даже лица сильного пола, хотя в большинстве случаев за консультациями обращаются дамы. Однако стоит понимать, что не все рекомендации окажутся действенными, не каждую вы истолкуете правильно. И тем более искать ответы на интересующие вопросы не стоит самостоятельно, иначе и так сложную ситуацию можно завести в еще больший тупик. Если вы хотите воспользоваться советами опытного психолога и узнать, к чему приведет следование идеологии «я никому ничем не обязана» – запишитесь на мою консультацию. Вас ждет индивидуальный подход и четкий разбор конкретной ситуации.

Читать еще:  Пищевая зависимость как избавиться психологическая проблема

Заключение

Иная сторона медали, которая заключается в высказываниях: «мне все обязаны» или «все от меня чего-то хотят», не является привлекательной. Однако и жить по принципу «вам никто ничего не должен» не получится. Успех позитивного существования в синтезе и правильном использовании этих понятий. Человек не может полностью отделить себя от общества, ни физически, ни культурно, ни морально. Взаимопомощь является основой нашего общения с окружающими. Также следует уяснить, что любовь и дружба – это прежде всего не «обязан», а «хочу». Найдя баланс в этих понятиях, у вас получится сохранить прочные связи и оставаться удовлетворенным своей жизнью.

Мифы повседневности: никто никому ничего не должен! А так ли это?

Недавно, на просторах Интернета, я обнаружил статью, которая была обращена к читателю, приглашая его жить с такой мыслью: «Вам никто ничего не должен», «никто никому ничего не должен». Причем данные идеи были поданы как практика повседневности. И действительно, через СМИ, фильмы, журналы мы слышим подобные идеи, которые, якобы, помогают человеку, делают его жизнь комфортной. Если Вы не имеете ожиданий – то и разочарований не будет. А так ли это на самом деле? Может ли такое вообще быть в действительности?

Ниже, в данной статье, я хочу поразмышлять на эту тему, показать иной, альтернативный взгляд на данные идеи. Я исхожу из простого мотива: мне хочется, чтобы люди научились думать самостоятельно, невзирая на красочность и привлекательность тех либеральных идей, которые наводнили нашу жизнь. И если то, о чем я скажу ниже, подтолкнет читателя к размышлениям и действиям, то задача этой статьи будет решена.

Когда я слышу слова «никто никому ничего не должен», у меня возникает ощущение, что это говорит человек, не имеющий никакой социальной ответственности. В действительности, человек живет в обществе. И в рамках общественной жизни, у него есть обязательства перед другими людьми.

«Никто никому ничего не должен» и «не следует иметь ожидания от других людей» — эта идея ложна по своей сути и вредна, только по той простой причине, что в этой идее нет диалога, нет взаимодействия между людьми, нет договоренностей, отношений. Данная идея разрушает коллективную идентичность. Раз никто никому ничего не должен, получается человек может обойтись без другого. Идею, отраженную в названии статьи, можно смело назвать девизом общества эгоистов. Но в действительности, мы наблюдаем совершенно другое. Без себе подобного, человек перестает быть человеком, потому что только в диалоге с другим, человек сохраняет себя, свое человеческое. Даже Робинзону понадобился Пятница для того, чтобы остаться человеком.

Живя в обществе, невозможно не иметь ожиданий от других людей, поскольку наши ожидания – это одна из основ диалога, договоренностей. Социальная жизнь людей – это договоренности. Мы всегда с кем-то и о чем-то договариваемся. И не важно, формальные это договоренности (возведенные в законы, правила) или неформальные. Социальные нормы и договоренности, это как раз проявления человеческой культуры. У животных нет социальных норм. У них только инстинкты. Читатель, который разделяет идею в заглавии, Вы хотите жить одними инстинктами?

Люди, которые говорят, что у них нет ожиданий – глубоко заблуждаются и обманывают себя и других. Примеров этому масса: когда человек приходит к врачу, он ожидает, что ему помогут, что врач будет его лечить. Когда мы отдаем своего ребенка в школу, мы ожидаем от учителя, что он будет учить. От близких мы ожидаем как минимум, принятия, диалога, чувств. Даже в конце месяца мы ожидаем, что получим свою зарплату на работе. И это тоже ожидания. Человек, который ничего не может дать обществу – бесполезен для него. И общество от него избавляется.

Если следовать идее, что никто никому ничего не должен, то между людьми не будет договоренностей. На нарушение существующих договоренностей и границ люди, согласно этой идее, должны реагировать спокойно или, по крайней мере, равнодушно. Тогда откуда обиды друг на друга у людей? Обида – это замаскированное требование. Сколько существует человечество, эта социальная эмоция всегда была, а это значит, что люди всегда имели ожидания друг от друга. Если бы эта идея была жизнеспособна, люди бы давно убрали обиды из своей жизни.

Как Вам такая ситуация? Молодая женщина, у которой родился ребенок, скажет: «А я никому ничего должна и мне никто ничего не должен. И поэтому не буду жертвовать своим временем, карьерой ради ребенка». Многие из женщин скажут, что это недопустимо. Или представьте себе ситуацию, что во время Второй мировой войны люди бы сказали: «А мы никому ничего не должны, поэтому штык в землю». Последствия таких заявлений не трудно представить. Такое общество не жизнеспособно.

Диалектика

Наша жизнь полна противоречий, мы сами постоянно сталкиваемся с ними. Да что говорить – человек как сущность, сам противоречив. И не потому, что с ним что-то не так, а потому что жизнь так устроена. Возьмите любое социальное явление, процесс, сущность и Вы обнаружите, что в этом всегда есть противоречия. Это доказано математически. Любознательным рекомендую ознакомиться с теоремой о неполноте Гёделя.

В нас есть одновременно часть мужского и женского. Мы одновременно сильны и слабы. Про себя мы можем сказать, что у нас есть время и его нет. И таких примеров – масса.Противоречие на уровне языка и смысла – это противоположные полюса. Любая проблема в жизни человека – это столкновение противоречий. Люди, когда сталкиваются с противоречиями в жизни, хотят взять и отбросить один из полюсов. Например: хочу быть сильным и не признаю свою слабость. Хочу всегда поступать правильно – и не признаю ошибок. Но поскольку диалектика жизни в том, что есть оба полюса, то полностью отбросить не получится. Противоречия можно только примирить (от слова «примирение»), найдя синтез. Если хотите, баланс одного и другого полюса.

Идея «никто никому ничего не должен» — это всего лишь один из полюсов. Второй, противоположный полюс – это идея «все кому-то чего-то должны» или очень часто люди говорят себе «все мне что-то должны». Когда человек думает, что ему все должны, мы говорим о личной безответственности такого человека. А когда никто никому ничего не должен – это социальная безответственность. Получается, люди, которые предлагают нам жить в этой идее, предлагают нам из одной крайности перейти в другую. Жить социально безответственным индивидом. Хороший выбор. Страшнее другое, что такие предложения можно нередко слышать от некоторых коллег-психологов, которые транслируют это не только себе, но и своим клиентам, предлагая идеи эгоистического существования индивидов. Я специально подчеркиваю, индивидов, а не личностей, поскольку личность формируется только в диалоге. Как говорится в поговорке: «они не ведают, что творят».

Чем же эта идея привлекательна?

Отчасти, на этот вопрос я дал ответ выше. Некоторые из моих коллег предлагают эту идею и «стоят за нее горой», как универсальную рекомендацию тем, у кого есть проблемы с личной ответственностью, маскируя ее как «развитие личности», «ответственностью за собственную жизнь» и т.д. Но помимо личной ответственности есть еще ответственность социальная. И действительно, когда клиент приходит с идеей, что «все мне должны», на лицо – отсутствие ответственности за то, что происходит в его жизни. Он находится как маятник на одном из полюсов. И психолог предлагает ему другой полюс. По сути – такой же, но с другой стороны. В этом диалектическая особенность. И в чем тогда здесь «личностное развитие»? Смена шила на мыло. Может быть, для человека, кто тотально безответственен по отношению к собственной жизни и никогда не был в противоположном полюсе, переход в другой полюс, возможно, с натяжкой можно назвать «личностным развитием». Сомневаюсь.

С другой стороны, для обычных людей эта идея привлекательна еще тем, что она может выступать как очень мощный щит, чтобы не вступать в определенный опыт, чтобы не связывать себя долгом или обязательствами тогда, когда это не особо выгодно. В общем, та же картина безответственного поведения.

Читать еще:  Психолог старый оскол отзывы

Брать и давать. Взаимообмен.

Живя в обществе, человек находится в диалоге и в ожиданиях относительно других людей. И в своих общественных отношениях, мы очень часто находимся в процессе взаимообмена. Диалог без этого невозможен. В этом плане мне вспомнились работы известного немецкого психолога и философа Б. Хеллингера, который описывал процесс взаимообмена «брать и давать». Давайте поразмышляем над этим с позиции взаимообмена и идей Б. Хеллингера.

Когда мне предлагают идею о том, что «мне никто ничего не должен», в этом есть здравый смысл, который призывает меня не строить излишних ожиданий и требований по отношению к другим людям и брать ответственность за свою жизнь. Отличная идея. Полностью ее разделяю. Но, как я уже говорил, есть другой полюс. Хеллингер пишет, что когда мы что-то даем другому человеку, обязательно нужно дать ему возможность отдать что-то взамен. Взяв что-то от другого, мы становимся ему должны (уходим в полюс «брать»), и для восстановления равновесия необходимо уйти в полюс «давать», чтобы не возникало чувства вины. Люди, которые говорят нам «ты мне ничего не должен», разрывают этот процесс, не дают человеку «отдать», восстановить этот баланс. Хелленгер пишет о том, что те, кто только отдают и при этом не берут (запрещают себе брать), в некотором смысле возвышаются над людьми, порождая чувство вины, у тех, кто давал. Нетрудно догадаться, что в вышеописанных строках – это ни что иное, как нарушение баланса и уход то в один полюс, то в другой. Но жизнь диалектична!

Заключение

«И что же предлагается?» — скажет читатель. Автор много наговорил, но ничего не предложил? Выход из противоречий, о которых шла речь – в их синтезе. Идея в том, что мы должны и не должны одновременно, что нам кто-то что-то должен и не должен одновременно. Мы должны и не должны. Одномоментно, в единстве этого «должен» и «не должен». Вопрос в контексте, месте, времени, ситуации, Мере – как единстве категорий количества и качества в своей цельности. Человек не может отделить себя от общества ни физически, ни психологически, ни культурно, иначе он перестанет быть человеком. Даже монах-затворник находится в диалоге с Богом! Без людей, но в диалоге, соответственно, психологически он уже в обществе. Каким образом культуру, как сущность, отнять у человека? Только если превратить его в животное (подобные удачные эксперименты были осуществлены нацистами), но, и в этом случае, оставалась частичка социального, а, следовательно, культурного взаимодействия между людьми.

И как же примирять эти противоречия? Ключ к этому находится в культурном опыте человека и человечества, в сказках, художественной литературе, историях, мифах, пословицах. Это источник, целая кладезь «решений» по синтезу непримиримых, на первый взгляд, вещей.

Мне хочется, чтобы читатель думал, думал самостоятельно, цельно, смог отделять или «размысливать» те идеи, которыми наполнена наша современная жизнь. А поскольку не все идеи одинаково полезны, то смог разобраться в том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». В этом мои ожидания от читателя. Как сказал философ Мераб Мамардашвили «Дьявол играет нами, если мы не мыслим точно». А мне хочется, чтобы в большей степени нами играл не Дьявол, а Бог. А Вам?

Никто никому ничего не должен

Эту фразу сегодня практически каждый человек слышал, так же как и многие её произносили. Утверждение, которое даёт понимание, что вся ответственность происходящих событий в жизни человека лежит только на нём самом, а его ожидания от окружающих совершенно не обоснованы. Нет ожиданий, нет разочарований, нет обид и претензий к окружающему миру, людям, которые не смогли соответствовать этим ожиданиям. Многие психологи в основе работы с обидами используют эту фразу, разбирая с клиентом его претензии к окружающим и его ошибочные представления о несправедливости мироустройства.

Однако эта фраза имеет вторую сторону. Не только тебе не должны ничего, и нет смысла ожидать от других, но и ты ничего не должен другим. Человек не должен соответствовать ожиданиям других людей, исполнять их желания, желательно научиться говорить «нет», когда просят сделать что-то помимо вашего желания. Психологи на смысле этой фразы учат клиентов сохранять свои собственные границы, осознавать, где желания человека, а где манипуляции других, навязывание чужих желаний.

И так многие люди, научившись отстаивать границы, освободившись от неоправданных ожиданий, кажется, должны быть счастливы, вести полноценную жизнь в тёплых и удовлетворяющих отношениях. Но оказывается, что этого условия слишком мало для ощущения полноты жизни. Приходят более глубокие смыслы этой фразы.

Периоды роста, взросления человека связаны с различными этапами развития, называемыми возрастными кризисами. Развитие эмоционального интеллекта, рост эмоциональной зрелости также связан с проживанием различных этапов. Через проживание возрастных кризисов человек повышает и свою эмоциональную зрелость. К подростковому возрасту, в норме, должны быть прожиты и отвергнуты три основных детских мифа: «Я бессмертен», «Меня должны все любить» и «Я всё могу». Это позволяет создать благоприятную основу для эмоциональной зрелости и получению удовольствия от жизни.

Но, как показывает практика, очень многие взрослые люди находятся всё ещё под влиянием этих детских состояний. И фраза «Никто никому ничего не должен» ими воспринимается буквально, и они её используют как инструмент в качестве детско-подростковом инфантильном протесте. Суть протеста заключается в том, что, когда человек сталкивается с принятием ответственного решения, входит в отношения, где есть обязанности, и ему их сложно исполнять, то, включая поверхностные смыслы фразы, что позволяет избежать данной ответственности. Например, бытует мнение, что в отношениях не должно быть зависимости, обязательств и долженствований, и, если это присутствует, то такие отношения нужно прекращать, а кто-то может назвать их даже токсичными. Психологи очень активно эксплуатируют такой образ отношений. Существуют отношения без обязательств? Кто уверен, что в любых отношениях никто никому ничего не должен? Но именно инфантильный протест об этом и заявляет, не требуйте от меня ничего, захочу, сам дам. Конечно, любить никто не может заставить, чувства нельзя смоделировать или проявить через волю, но если партнёры не будут оказывать друг другу хотя бы минимум внимания, что станет с этими отношениями? Предсказуем результат отношений, где партнёры не принимают участие в жизни друг друга. Но ведь это приходится делать иногда через силу, когда нет желания. Это и называется работа над отношениями, то, что люди преодолевают в себе и развивают новые состояния. Если размышлять из инфантильного протеста, то там есть изначально подавленная потребность в получении от партнёра своего и одновременно с этим отрицание собственных долженствований.

Человек социальное существо, хотим мы этого или нет, но все мы находимся в отношениях с другими людьми, даже с теми, с кем не знакомы, с теми, с кем никогда не встретимся в жизни. Но есть у нас обязательства, есть ожидания от других, есть долженствование перед другими. Осознание этого приходит с развитием личности, ростом эмоциональной зрелости, приходит с мудростью. В основе инфантильного протеста лежит проявление невротического Я, это страх несоответствия, размытые личностные границы, страх потери или неполучение значимого в жизни, отсутствие жизненных ресурсов, ослабленная витальная энергия. Всё это свойственно подросткам, максимализм, категоричность, закрытость и одновременно с этим, высокая потребность в социальном контакте, приобщению к чему-то значимому в социуме. Проживание данного этапа развития личности очень важно, поскольку неосознанное ощущение ограниченности ресурсов формирует страх отдавать что-то другим. Отсутствует понимание того, что когда что-то просишь у другого, или тебе дают по своей воле, то не обязательно придут и будут требовать вернуть долг. Что когда даёшь другому через силу и внутреннее сопротивление заботу и внимание, то у тебя этого меньше не становится, а только прибавляется.

Эти элементарные базовые понятия полностью опровергают тезис, что никто никому ничего не должен. С развитием личности приходит понимание долга перед другими, ощущение свободы и реализации, когда делишься с миром тем, что у тебя есть, даришь близким то, что они от вас ждут.

Читать еще:  Логопед психолог заочно

Можно рассмотреть данную тему через понятия транзактного анализа с точки зрения любви. В состоянии любви реализация активности человека проявляется через стремление отдавать партнёру. «Я в порядке» означает, что я люблю себя, и человек старается вложиться в себя, в своё развитие, свой рост, своё здоровье и т.д. Это зачастую приходится делать через преодоление, отказ от привычного, удобного или приятного. Со временем то, что не будет приносить удовольствие будет отброшено, а то, что принесёт пользу и удовлетворение, останется и зафиксируется как привычное поведение. «Другие в порядке» — это любовь к другому человеку и стремление для него совершать какие-то действия, даже если это сделать тяжело и приходится применять волю. Но, как результат, это крепкие и тёплые уважительные отношения. «Мир в порядке» — это любовь к миру, и человек реализуется в общественных проектах, даёт людям то, что может, и что от него могут ожидать из его возможностей. Это даёт ощущение социальной реализации, нужности обществу, смыслы существования.

Невротическое Я всегда сопротивляется проявлению любви, т.к. страх предательства партнёром, желание получить что-то взамен за проявление любви, и что этого не произойдёт, что мир ответит враждебностью на проявление внимания к другим, люди обнаглеют и начнут требовать что-то помимо воли человека, проявят насилие и т.д. Яркое проявление невротического Я можно увидеть в известной цитате Бернанда Шоу, который в своё время говорил: «Мир настолько сгнил, что даже влюбиться в кого-то — это самый большой риск, который мы можем себе позволить. Нас сжимает изнутри от вероятности, что это окажется не взаимно или агрессивно воспринято. Люди разучились любить, миром правят потребительские отношения». Важно осознавать этот страх, проживать его и эмоционально развиваться, это позволит понять свои ограничения и возможности, укрепит личностные границы, откроет доступ к новым ресурсам. Именно расширение сознания даёт нам понять, что мы можем больше, чем себе думаем. Профессор Козлов В.В. очень ёмко высказался по теме ресурсов: «Понимаете вы или не понимаете это — человек создаётся избыточным. Избыточным в том смысле, что вы можете всегда мыслить больше, чем мыслите. Вы можете всегда чувствовать больше чем чувствуете, вы можете всегда фантазировать больше, чем фантазируете, вы можете припоминать всегда больше, чем припоминаете, вы можете переживать и использовать всегда энергию больше, чем используете. Везде, во всём, у человека есть избыточность. И эта избыточность всегда находиться за пределами ваших представлений. Не в зоне ближайшего развития по Выготскому, а за пределами этой зоны«. Невротическое Я сужает сознание до простых физиологических потребностей, стремится показать ограничение возможностей, скрывает ресурсы. В основе лежит обеспечение иллюзии безопасности, сохранение того, что есть, а по сути формирование тревоги. Поэтому люди, которые осознали свои ресурсы, реализуются личностно, в отношениях, в обществе. И они чувствуют свой долг перед другими. Богатые должны бедным, поскольку именно за их счёт они богаты. Здоровые должны больным, поскольку вся социальная структура построена таким образом и кроме того, завтра здоровые могут оказаться на месте больных. Сытые должны голодным, поскольку зрелая личность воспринимает наличие голодных людей в наше время избыточности ресурсов, как высочайшую социальную несправедливость. Это социальный долг, который принимают на себя ресурсные люди сами по себе, по своей воле, они не могут не давать, они реализуются через помощь тем, благодаря которым они сейчас находятся на высоком социальном уровне. И чем шире поле активности у таких людей, тем большее удовлетворение они получают от жизни.

Альтруизм является архетипической потребностью человека, а принятие на себя социальной ответственности позволяет максимально эффективно реализовывать эту потребность. Взросление, эмоциональная зрелость, осознанность, снижение влияния невротического Я позволяют максимально реализоваться в жизни. Чем больше таких людей в обществе, тем более гармоничные и социально справедливые отношения в этом обществе, и уже на государственном уровне происходит подкрепление высоких моральных и этических принципов.

Никто никому ничего не должен

К олумнист BeautyHack Далия Генбор доказывает, почему вы свободны от обязательств.

Многих возмущает эта формулировка, мол, мы скатимся к обществу эгоцентричных, циничных и равнодушных людей, это путь к деградации и разрушению самой сути гуманизма. Но я уверена, что никто на самом деле никому ничего не должен. Вот самые простые примеры.

1. Неужели вы не должны выслушать свою подругу, у которой случилась беда?

Нет, не должна. Я обязательно ее выслушаю, постараюсь поддержать морально и помочь, если это в моих силах, буду рядом с ней, буду утешать и ободрять, веселить или вместе с нею плакать. Это не долг. Это дружба.

2. Неужели вы не должны поддержать мужа, когда у него неприятности?

Нет, не должна. Я возьму на себя основную часть бытовых проблем, помогу ему найти специалиста по возникшей проблеме, при необходимости буду содержать семью, буду обсуждать с ним проблему и искать способы выкарабкаться, буду стараться поднять ему настроение и дам понять, что он не один на один с бедой. Это не долг. Это забота.

3. Неужели вы не должны создавать своему ребенку комфортную среду для развития и взросления?

Нет, не должна. Я буду внимательна к детским желаниям и чувствам, я постараюсь воспитать уверенного в себе и обладающего базовым доверием к миру человека. Я буду слушать и слышать, я буду стараться учитывать индивидуальные способности ребенка, я приложу все усилия к тому, чтобы он был счастлив. Это не долг. Это любовь.

4. Неужели вы не должны помочь пожилой женщине с тяжелой сумкой?

Нет, не должна. Я помогу ей войти в автобус или электричку, уступлю место в транспорте, придержу дверь или донесу сумку до лифта. Это не долг. Это доброта.

5. Неужели вы не должны строить нормальные отношения с коллегами?

Нет, не должна. В мои рабочие обязанности, закрепленные должностной инструкцией, не входит наличие дружеских отношений с коллегами. Я поддерживаю неформальный стиль общения, вместе с ними хожу на дни рождения и корпоративные вечеринки, делюсь забавными историями. Это не долг. Это приятельство.

6. Неужели вы не должны спасти голодного бездомного котенка?

Нет, не должна. Я постараюсь найти котенку добрые руки, накормлю и вылечу его, или помогу оплатить еду и лечение, потому что он маленький, беззащитный и пропадет иначе. Это не долг. Это жалость.

7. Неужели вы не должны восхищаться теми, кто совершает трудное и почти невозможное?

Нет, не должна. Мое субъективное суждение о необходимости этих свершений и преодолений – это сугубо мое личное дело, и я могу в равной степени восхищаться этими людьми и считать их поступки бессмысленными и бесполезными. Но я в любом случае не буду их судить. Это не долг. Это уважение.

8. Неужели вы не должны помогать больным людям?

Нет, не должна. Я очень хочу, чтобы все были здоровы и счастливы, но по объективным причинам так не бывает. Я могу и перечисляю совсем некрупные суммы в помощь в тех случаях, когда считаю это нужным и правильным. Это не долг. Это сочувствие.

9. Неужели вы не должны уважать родителей?

Нет, не должна. Уважение нельзя навязать, его можно только заслужить. Но я буду заботиться о своих родителях и стараться сделать их старость максимально комфортной, потому что я понимаю, как им трудно сейчас, и осознаю, что как бы я ни оценивала их поступки по отношению к себе, они желали мне добра, и я – это я потому, что они растили меня именно так. Это не долг. Это благодарность.

10. Неужели вы не должны скрыть свои чувства, если вам преподнесли подарок, который вам не нравится?

Нет, не должна. Я улыбнусь и поблагодарю, даже если мысленно уже отправила «подарок» на помойку, потому что скорее предположу, что человек искренне заблуждался относительно моих вкусов и предпочтений, нежели намеренно хотел меня обидеть. Скорее всего, он хотел сделать мне приятное, но не вышло. Это не долг, это вежливость.

Так что если вы кому-то что-то и должны, то сами занимали, сами и отдавайте. Все остальное – не об этом. Вы не должны. Вы просто можете.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector