В основе патогенеза этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе). Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем составляющие у женщин 33 – 35% от веса тела, у мужчин – 42%. При отсутствии нагрузки (или при необоснованно пониженной нагрузке) мышцы быстро уменьшаются в объеме, становятся слабее, капилляры их сужаются, волокна становятся тоньше, из чего можно заключить, что гиподинамия отрицательно действует и на мышцы. (Муров И.В. 1989).
Увеличение деятельности дыхательной системы при работе (совместно с увеличением деятельности сердечно-сосудистой системы, системы крови и других систем) обеспечивает увеличение потребления организмом кислорода в несколько десятков раз. Так, в покое организм потребляет 250-350 миллилитров кислорода в минуту, а при предельной мышечной работе эта величина может достигать 4 литров в минуту (Граевская Н.Д. 1976). Основные оздоровительные изменения в дыхательной системе под влиянием систематических тренировок. В результате систематических занятий физическими упражнениями происходят изменения в системе дыхания, которые обеспечивают увеличение потребления организмом кислорода при мышечной работе. Увеличивается сила дыхательных мышц. Увеличивается объем максимального вдоха или выдоха. В результате за одно дыхательное движение в легкие может поступить большее количество воздуха.
Фитнесс-тренировки благоприятно влияют и на дыхательную систему человека, поскольку в процессе тренировок увеличивается число альвеол, участвующих в работе, возрастает жизненная емкость легких. Дыхательный аппарат, развитый таким образом, позволяет лучше усваивать кислород, обеспечивающий полноценную жизнедеятельность клеток, и тем самым повышает работоспособность организма.
Культура физической активности отдельного человека и общества в целом. Абсолютная доступность занятий физкультурой для каждого и была основой для успехов нашего спорта. Возможность бесплатно заниматься в многочисленных секциях при школах, домах культуры, спортивных комплексах была у каждого человека всех возрастов. Дети и подростки, которые показали свои способности, могли рассчитывать на дальнейшие занятия в спортивных школах спортом для высших достижений. Если же особого таланта не проявлялось, тем не менее, можно было заниматься сколь угодно просто для собственного удовлетворения и поддержания хорошей физической формы (Стиль С.А. 1999).